Каждый человек, работающий на крупном предприятии или небольшой фирме, окружен большим количеством предметов и вещей – так называемыми товарно-материальными ценностями. К ним относятся: станки или оборудование, офисная техника и канцелярия, производственные запасы, готовая продукция, товары, а также прочие запасы и финансовые активы компании. Согласно положениям о бухгалтерском учете и отчетности подобные предметы обязательно должны числиться в бухгалтерской отчетности и подлежать периодической инвентаризации.
Цель проведения инвентаризации материальных ценностей – выявление недостач и излишков путем проверки соответствия фактического наличия ТМЦ учетным данным, отраженным в бухгалтерской отчетности.
Также проведение инвентаризации может помочь достичь ряда побочных целей, среди которых: контроль сохранности товарно-материальных ценностей, выявление ценностей с истёкшим или истекающим сроком годности, выявление неиспользуемых материальных ценностей с целью их дальнейшей реализации.
Количество инвентаризаций в году, время и сроки их проведения, объекты инвентаризации устанавливаются руководителем предприятия в приказе об учётной политике либо отдельным приказом. Помимо этого, действующим законодательством предусмотрены случаи обязательного проведения инвентаризации:
- При выявлении фактов хищений, злоупотреблений, порчи ценностей;
- В преддверии составления бухгалтерской отчетности за истекший финансовый период;
- При продаже, передаче, сдаче в аренду имущества, находящегося на балансе предприятия;
- В случае реорганизации предприятия или его полной ликвидации;
- При смене материально ответственных лиц;
- В случае чрезвычайных ситуаций: стихийных бедствий, пожаров, аварий и т.д.
Всю процедуру проведения инвентаризации товарно-материальных ценностей организации можно условно разделить на три этапа: 1) подготовительный (согласование технического задания с Заказчиком, подготовка инвентаризационных описей, формирование комиссии и подбор аудиторов); 2) этап проведения натуральной и документальной проверки (пересчет, обмер, составление описи имущества организации); 3) заключительный этап — сопоставление данных бухгалтерского учета и результатов проверки, оформление полученных результатов и передача их Заказчику.
ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕДЕННОЙ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ МЫ ПРЕДОСТАВЛЯЕМ СЛЕДУЮЩИЙ ПАКЕТ ДОКУМЕНТОВ:
- Акт проведения инвентаризации;
- Инвентаризационная опись;
- Инвентаризационно-сличительная ведомость;
- Подтвержденное фактическое наличие;
- Объяснительная от руководителя в случае отсутствия недостающего количества материальных ценностей.