NPS – индекс готовности рекомендовать (Net Promoter Score) – индекс потребительской лояльности по результатам визита, который помогает узнать мнение клиентов о продукте или услуге. Демонстрирует степень удовлетворенности ваших клиентов: насколько они довольны, что будут вас рекомендовать своему окружению.
Потребители редко рассказывают о позитивном опыте. Отслеживая негативные отзывы и меняя отношение таких клиентов на нейтральное или положительное, можно увеличить индекс лояльности.
Цель метода: получить четкий ответ на вопрос: “Что потребители думают о вашем бренде?”, который дает ценную информацию для
- развития и улучшения компании,
- определения слабых сторон и точек роста.
Компании, которые прислушиваются к своим потребителям, будут оставаться конкурентоспособными. Измерение индекса потребительской лояльности – это лишь первый шаг на пути к формированию доверия клиентов.
Метрика разработана в компании Bain & Company в 2003 году, а основоположником концепции является Фредерик Райхельд, который опубликовал ее в журнале Harvard Business Review, назвав исследование «Одна цифра, которую вам нужно «вырастить».
"Чтобы узнать об отношении клиентов к компании, достаточно задать всего лишь один вопрос: Какова вероятность того, что Вы порекомендуете компанию/товар/бренд своим друзьям/коллегам?"
— Фредерик Райхельд, Harvard Business Review.
К 2006 году NPS уже использовали десятки компаний: Apple, Siemens, Phillips, American Express, Microsoft, eBay и прочие, а NPS стал главным критерием успешности компании у пользователей.
К 2011 году индекс потребительской лояльности из простой метрики для оценки перерос в методологию для управления бизнесом: на основе его результатов компании выявляют и оптимизируют проблемы, увеличивают свою прибыльность и опираются при разработке стратегии.
Индекс подходит и для крупных компаний, и для малого бизнеса, и для бизнеса с небольшим количеством клиентов, но крупными объемами продаж. Позволяет узнать мнение клиента по различным каналам обслуживания, в разных точках контакта и ситуациях.
Расчет NPS важно проводить регулярно, чтобы иметь представление о настроении клиентов и изменениях в нем. Частота опросов добавляет точности.
Регулярное использование метрики NPS позволяет наблюдать за динамикой и эффективностью проделанной работы.
Существуют разные способы проведения опроса:
СМС/Email
Сразу после получения услуги или товара
Online
На сайте или в открытом доступе в интернете
Лично
На территории торгового объекта/на улице
Звонок
Во время сотрудничества, после завершенной сделки, после посещения магазина
Потребителям предлагают оценить вероятность того, что они порекомендуют компанию/товар/бренд своим друзьям/коллегам по 10-балльной шкале. Вопрос может формулироваться в разных вариантах, адаптируясь под конкретную ситуацию.
Фактически, NPS – это отражение разницы между количеством довольных и недовольных клиентов. Чем выше показатель, тем лучше компания чувствует себя на рынке.
На основе полученных оценок все потребители делятся на три группы
9-10 баллов
Промоутеры
Это ваши давние клиенты, настроенные доброжелательно. Они пользуются вашими услугами и рекомендуют вас своему окружению
7-8 баллов
Нейтралы
Эти клиенты пользуются вашими услугами, однако их ничего не связывает с вашей компанией, и при наличии выгодного предложения с легкостью могут менять компании, у которых делают заказы
6-0 баллов
Критики
Эти люди пишут вам гневные отзывы и хотят найти вам замену и плохо влияют на репутацию своими отзывами
NPS = % клиентов продвигающих бренд (промоутеров) – % противников бренда (критиков)
В среднем принято выделять следующие категории:
- Меньше 5% — очень низкий уровень. Проблемы есть и нужно срочно что-то менять.
- 5-10% — низкий уровень лояльности. Вашу компанию не выделяют на рынке и, следовательно, у нее мало шансов выйти на рост в ближайшее время.
- До 45% — уровень развития. Компанию узнают, у вас есть постоянные и давние клиенты, вас рекомендуют. У такой компании есть потенциал.
- 50-80% — безусловные лидеры рынка. Такая компания растет сама по себе за счет репутации.
Достоинства метрики NPS
- NPS хорошо конвертируется в ответ. В среднем, в таком опросе участвуют 20-40% возможных респондентов;
- Вы получаете быстрый результат опроса;
- NPS отлично сегментирует клиентов и выявляет проблемную аудиторию;
- Измеримость и наглядность показателей помогает ощутить эффект от проделанной работы и мотивировать команду;
- NPS выясняет отношение к компании в целом, не фокусируясь на конкретных ситуациях взаимодействия, позволяет получать непредвзятые ответы о продуктах и услугах;
- Оценивает долгосрочные отношения и правильность выбранной стратегии взаимодействия с клиентами.
Недостатки метрики NPS
- NPS оценивает общее отношение клиента к компании, трудно выделить требующие улучшения параметры без дополнительных открытых вопросов;
- Нет гарантии, что сторонники бренда будут рекомендовать компанию в реальной жизни;
- Высокие оценки способны ввести в заблуждение, что у компании всё в порядке. Но это далеко не всегда так.
ПОЧЕМУ МЫ?
Для тех, кто планирует проводить исследование удовлетворённости и лояльности клиентов, компания Profpoint предлагает различные виды опросов, в том числе on-line опрос с использованием розыгрыша призов для привлечения большого количества откликов.
На основе анализа полученных ответов мы поможем выявить сильные и слабые места качества услуг и сервиса (что потребители ценят в компании, а что им не нравится) и предложим решения для повышения индексов.
Вы получите качественную обратную связь от своих реальных клиентов при минимальных финансовых и временных затратах на проведение исследования.