Фокус-группа

Фокус-группа, или фокусированное интервью впервые была использована социологами Р. Мертоном и П. Лазерфельдом во время второй мировой войны (ноябрь, 1941). Первое теоретическое описание было сделано в 1946 году в книге “Фокусированное интервью” Р. Мертоном, П. Кендаллом, М. Фиске. Психолог и эксперт по маркетингу Эрнест Дихтер ввел сам термин “фокус-группа” в 1991 году

Планируете ребрендинг или структурные изменения? Разрабатываете новые продукты или хотите улучшить существующие? Хотите лучше изучить целевую аудиторию и узнать отношение клиентов к продукции конкурентов? Вас интересует, как клиенты воспринимают бренд? Нужно выяснить отношение клиентов к продукции конкурентов? Один из наиболее эффективных методов маркетинговых исследований для ответа на любой из этих вопросов – фокус-группа.

Фокус группа

Фокус-группа (другое название – фокусированное интервью) – это качественный метод исследования в форме групповой дискуссии, в ходе которой выясняется отношение участников к определенному виду деятельности, сфере услуг, конкретному продукту и определяются мотивы, побуждающие потребителей выбирать тот или иной продукт.

В процессе фокус-группы несколько человек под руководством модераторов обсуждают заданную тему, высказывают свое отношение к вопросу, обмениваются мнениями, предлагают собственные идеи для разработки или продвижения товаров.

Ценность получаемой информации состоит в том, что участники дискуссии обсуждают проблему, основываясь на собственном жизненном опыте. Они делятся своим восприятием проблемы, что позволяет ее детализировать. Предметом фокус-группы может быть товар или услуга, методы продвижения, бренд в целом.

Задачи, которые решает фокус-группа:

  1. Анализ потребностей целевой аудитории;
  2. Определение значимости свойств продукта в глазах потребителя и выявление акцентов на свойства товаров для разработки рекламных кампаний;
  3. Оценка лояльности по отношению к торговой марке, бренду, компании в целом;
  4. Определение “проблемных” зон продукта/бренда, выявление недостатков уже существующих на рынке продуктов в сознании потребителей, сильные и слабые места имиджа производителя компании;
  5. Тестирование концепций, имиджевых составляющих товара и компании в целом, реакции покупателей на них;
  6. Выявление конкурирующих продуктов.

Фокус-группа помогает бизнесу предугадать, насколько востребованными будут новые продукты, что нужно учесть, а чего лучше избегать в своей стратегии. Потенциальные покупатели – самый достоверный источник информации! 

В непринужденной обстановке люди делятся информацией, которая позволяет переосмыслить деятельность, цели и методы работы, избежать ошибок в будущем и увеличить эффективность. 

Проведение фокус групп

Фокус-группа. Виды:

К участию в любых видах фокус-групп приглашаются респонденты, отобранные по определенным критериям, отличающим целевую аудиторию исследования: пол, возраст, семейное положение, место проживания, степень знакомства с товаром и так далее. 

Иногда фокус-группы организуются в соответствии с направлениями деятельности, например, если целевой аудиторией являются специалисты определенных профессий.

По задачам фокус-группы делятся на:

  • Разведывательные – применяются при выходе на новые рынки и изучают отношения потенциальных потребителей, их ценностные ориентации и т.п.;
  • Оценочные – применяются для исследования рекламы, проведения тестов, в разработке новых товаров;
  • Творческие – включают в ходе обсуждения глубокие и подробные обсуждения мотиваций.

По количеству участников выделяют: 

  • Мини-группы (4-5 респондентов). Дают возможность провести более глубокое исследование и обеспечить равнозначное участие всех респондентов;
  • Стандартные группы (8-10 респондентов).

По продолжительности проведения исследования выделяют:

  • Стандартные группы – длятся 1,5-2 часа;
  • Короткие группы – меньше часа. Часто используют для исследования детской аудитории;
  • Расширенные группы – длительностью 3-4 часа. Как правило, такие группы собираются для достижения глобальных целей;
  • Двухсессионные группы – предполагают две встречи в одном и том же составе с интервалом в несколько дней или недель – используются при необходимости предоставить участникам время на тестирование товара.

По форме проведения:

  • Традиционные (офлайн) фокус-группы. Проводятся очно в помещении, где с комфортом могут разместиться все участники. Дружелюбная атмосфера способствует обмену мнениями в позитивном ключе;
  • Онлайн формат. Дает возможность работать с малодоступными аудиториями, обсудить самые деликатные вопросы и получить более откровенные ответы. Также онлайн общение не имеет географических ограничений.
    • Самая распространенная форма организации фокус-группы онлайн – видеоконференция;
    • Самая популярная – чат, куда приглашаются отобранные представители ЦА;
    • Альтернативный вариант – форум, который позволяет привлечь больше участников, так как не требует мгновенной реакции на вопросы.

Организация фокус групп

Преимущества фокус-группы:

  • Гибкость. Позволяет подстраиваться под ход беседы, задавать уточняющие вопросы, что приводит к более глубокой проработке темы обсуждения;
  • Экономия времени. За несколько часов можно узнать мнения нескольких представителей целевой аудитории;
  • Широкий охват исследования. Фокус-группы онлайн не ограничены географически.Это может быть полезным при выходе на новые географические рынки или при необходимости собрать в одной группе людей из разных городов;
  • Безопасность. Данные респондентов не разглашаются, информация используется в обобщенном виде;
  • Спонтанность реакций. Немаловажную роль играют и спонтанные невербальные реакции, которые считываются по тону или мимике;
  • Высокая вероятность инсайтов. Благодаря эффекту снежного кома можно получить неожиданное открытие, способное перевернуть представление о продукте или бренде.

Проведение каждого исследования – серьезная комплексная работа:

  1. На основании поступившего запроса сотрудники компании Profpoint четко формулируют цели исследования и портрет целевой аудитории, необходимой для его эффективного проведения;
  2. Наши специалисты разрабатывают список тем для обсуждения и составляют сценарий проведения исследования;
  3. Отбор участников проводится как по стандартным социально-демографическим критериям, так и по специфическим: сфера деятельности, образование, наличие автомобиля и т.д.;
  4. В нашей базе есть представители самых разных сегментов целевой аудитории, поэтому мы подбираем респондентов, максимально соответствующих целевой аудитории наших клиентов. Число участников определяется целями исследования;
  5. При проведении исследования оффлайн фокус-группа собирается в специально оборудованном помещении. Наши специалисты создают комфортную для общения респондентов атмосферу, чтобы дать возможность участникам раскрыться и искренне ответить на вопросы. Так исследование проходит максимально информативно;
  6. При онлайн-формате мы подбираем сервисы с хорошим качеством видеосвязи, чтобы исключить сбои, которые будут раздражать респондентов и отвлекать их от обсуждения;
  7. Ход обсуждения фиксируется визуально и протоколируется. Особое внимание уделяется невербальному поведению (мимике, жестикуляции и т.п.) участников фокус-группы. Учитывается контекст ответов, эмоциональная окрашенность, интенсивность;
  8. Эксперты компании Profpoint структурируют полученную информацию, выделяют ключевые, с точки зрения цели, моменты и инсайты, глубинные идеи, объединяющие высказывания участников фокус-группы;
  9. На основании полученных данных формируется аналитический отчет, который позволяет взглянуть на продукт или компанию глазами Вашего клиента.

Маркетинговые исследования методом фокусс групп

Мы гарантируем качество результата. Наша компания серьезно ориентирована на объективность результатов, полученных в ходе исследования с применением данного метода. Поэтому мы проводим фокус-группы самостоятельно в Москве и СПБ, а также на территории всей России и в странах ближнего зарубежья. 

Метод фокус-групп за короткое время позволяет собрать массу объективных данных с небольшими финансовыми затратами.

Профессионализм наших сотрудников как во время проведения исследования, так и при обработке результатов позволяют Вам получить огромное количество ценной информации, которая поможет вам в развитии Вашего бизнеса.

Заказать "Маркетинговое исследование"

Заполните все поля формы